История гобеленов

История гобеленовЕще пару десятилетий назад тканные картины иметь дома было не то что не модно, но даже неприлично, так же как фарфоровых слоников и гипсовых нимф. Однако, времена меняются, меняя нравы. Спустя почти сто лет «пастухи» и «пастушки» снова стали признаком достатка и хорошего вкуса, а само слово «гобелен» не вызывает устойчивого желания исправить его на более знакомое «гоблин».

Наследство красильщика Жиля
В конце XV века предприимчивый красильщик Жиль Гобелен прибыл из Реймса в Париж в поисках лучшей жизни. Несколько лет проработал в подмастерьях и наконец открыл свою мастерскую, окрасившую близлежащий ручей Бьевр всеми цветами радуги. Жиль брал на обработку благородные шерстяные ткани, а уже его сыновья, немного расширив мастерскую, добавили к отцовскому наследию ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. Работали Гобелены качественно, исправно поставляя ко двору ковры и ткани. И, ни дать ни взять, как в сказке о светлом капиталистическом настоящим, французский король Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил владельцев богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», объединившую несколько ткацких мастерских Парижа. Произведения мануфактуры, получившие имя потомков красильщика Жиля, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу.

«Шпалерная эволюция»
Однако Франция, став родиной современного названия тканых картин, вовсе не является колыбелью их производства. До «присвоения» имени владельцев мануфактуры гобелены именовались шпалерами.
Когда они появились впервые – точно неизвестно. Ткань, к сожалению, сильно подвержена воздействию времени, поэтому самые ранние шпалеры до нас не дошли. Слава «древнейших из дошедших до нас» принадлежит коптским тканным безворсовым коврам.

Зато доподлинно известно, что в Европе первые шпалеры появились в XII-XIII веке – в холодной Германии. Как практичный элемент интерьера. В то время, когда на юге Европы стены украшала фресковая живопись, на севере сырые стены замков скрывали под шпалерами.

Правда у германцев на первом месте все же была практичность. Они больше пеклись о сохранении хоть какого-то тепла в сырых средневековых замках, чем об их эстетической привлекательности. Поэтому немецкие шпалеры не отличались яркостью и были несложны в рисунке. Обычно на однотонном фоне размещался простой мотив: растительный или геометрический. Часто изображали и фамильные гербы.
А вот более изысканные шпалеры появились уже в XIV веке во Фландрии и Франции. На них нашли себе декоративное пристанище мифологические герои и исторические сюжеты.

В это же время символом роскоши и положения при дворе считались арацци или арасы (по названию города Арраса), ткавшиеся с использованием золотой и серебряной нити – своего рода интерьерные ювелирные украшения, доступные только очень богатым вельможам.

Столетие спустя во Франции стали выпускать “мильфлеры” (mille fleur – тысяча цветов), которые быстро вошли в моду. Представляли собой они изображение множества букетиков цветов и ягод, часто выведенных с ботанической точностью на темно-зеленом, желтоватом или красном фоне. А уже поверх это «первомотива» накладывался основной рисунок – как правило, библейский или аллегорический сюжет, сцена из сельской жизни.

В XVI веке появились вердюры (слово образовано от французского verdure – зелень, трава, листва).
Французы были не так прямодушны, как германцы, у шпалер появились и другие предназначения, кроме как украшать комнату или сохранять тепло. Некоторые гобелены скрывали потайные двери или сохраняли специальные ниши для подслушивания или сокрытия любовников и тайных гостей. Поэтому в шпалерах делались незаметные непосвященному глазу отверстия, хитроумно вплетавшиеся в основной рисунок.
На этом этапе «шпалерной эволюции» на первый план вышли изображения птиц и животных – особенно популярным был мотив мифического единорога – на фоне пейзажей, сначала отличавшихся известной долей условности, но постепенно становившихся все более реалистичными.

Дима Медведь, специально для сайта Все секреты женщины

© 2011, Все секреты женщины. Все права защищены. Любое использование материалов сайта “Все секреты женщины” без активной, открытой к индексации ссылки на источник запрещено!

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Все секреты женщины © 2018 ·   Вход Наверх
Posts Protect Plugin by http://blog.muffs.ru
Яндекс.Метрика